Пластиковое ведро с бомбой: кто взорвал московское метро в 2004-м

Взрывное устройство, приведенное в действие террористом-смертником, разнесло один из поездов московского метрополитена 15 лет назад — 6 февраля 2004 года. Тогда в результате теракта погиб 41 человек (не считая самого террориста), свыше 250 получили ранения. Куда шли пассажиры взорванного поезда два километра по рельсам, как смертник пронес бомбу в рюкзаке, и кто из чиновников помогал террористам — «Газета.Ru» рассказывала в онлайн-трансляции.

На кого ставить в матчах уик-энда

Читайте также

    Дроны и умные мусорки: как меняется жизнь

    Пульс дороги: как НЛО мешают автомобилистам

    Рубль в Новом году: чего ждать

    Как спрятать деньги: рассказывает чиновник

Самоечитаемое

Трансляция

С начала
С конца

Не обновлять

Обновлять

19:00

На этом «Газета.Ru» завершает онлайн-трансляцию событий дня, когда в Москве случился один из крупнейших терактов в метрополитене, и прощается со всеми читателями. Берегите себя и своих близких.

Дмитрий Коробейников/РИА «Новости»
9 февраля 2004 года. Москвичи несут цветы на станцию «Автозаводская» в день траура в память о жертвах теракта в столичном метро

18:58

Около 19:00 движение по линии наконец восстановлено в полном объеме, но пассажиров в метро очень мало. На перегонах «Новокузнецкая» — «Павелецкая» и «Павелецкая» — «Автозаводская» горит тоннельное освещение. Место трагедии поезда проходят на малой скорости, следы взрыва и пожара все еще можно разглядеть (битое стекло на тюбингах, копоть).

18:55

Через год после совершения теракта в вестибюле станции «Автозаводская» московского метро установили мраморную доску с именами погибших.

Руслан Кривобок/РИА Новости
2005 год. Доска на станции метро «Автозаводская» в память о жертвах теракта 6 февраля 2004 года

18:41

9 февраля 2004 года был объявлен в Москве днем траура в память о погибших в результате теракта в метро. Указом президента России управлявший поездом машинист Владимир Горелов был награжден орденом Мужества.

Награды также получили участники спасательной операции в метро. Полковнику Главного управления гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций Москвы Сергею Кавунову был вручен орден Мужества. Медалями и нагрудными знаками МЧС были награждены другие спасатели, а также москвичи, оказавшиеся на месте теракта в метро, которые оказывали помощь пострадавшим и помогали эвакуировать их наверх.

18:26

В феврале 2007 года Мосгорсуд признал Максима Панарьина, Тамбия Хубиева и Мурата Шаваева виновными в причастности к совершению терактов на станции метро «Автозаводская», а также у станции «Рижская» 31 августа 2004 года. Все они были приговорены к пожизненному лишению свободы с отбыванием наказания в колонии особого режима.

18:11

Бомбу засунули в рюкзак, а затем передали смертнику — жителю Малокарачаевского района Карачаево-Черкесии Анзору Ижаеву. Утром 6 февраля 2004 года с рюкзаком за спиной Ижаев вошел на станцию метро «Кантемировская» и на перегоне между «Автозаводской» и «Павелецкой» замкнул цепь взрывателя.

17:52

Все это террористы поместили в пластиковое ведро, внутри и снаружи обмазали его пластилином, а в пластилин вмуровали несколько килограммов гаек и болтов. Суммарная масса взрывного устройства составила 19 килограмм. Сверху ведро залили эпоксидной смолой.

17:39

По данным следствия, террористы Панарьин и Хубиев, приехав в Москву, изготовили бомбу из смеси селитры, алюминиевого порошка, пластита, электронной схемы, детонаторов, в качестве которых использовались телевизионные штекеры, а также взрывчатого вещества из выстрелов ВОГ-25 (осколочный выстрел ВОГ-25 объединяет в себе гранату и метательный заряд в гильзе). Пластит, детонаторы и взрывчатку из ВОГ-25 им передал Шаваев.

17:25

Процесс над обвиняемыми в подготовке этого теракта начался только в ноябре 2006 года. На скамье подсудимых в итоге оказались бывший сотрудник Минюста Мурат Шаваев и жители Карачаево-Черкесии Максим Панарьин и Тамбий Хубиев.

17:09

По данным, опубликованным спустя год пресс-службой прокуратуры Москвы, сообщались конечные цифры погибших и раненных, полученные по итогам расследования. «В результате теракта в московском метро в феврале 2004 года погибли 42 и пострадали 250 человек. С целью идентификации трупов погибших проведено более 40 опознаний, около 30 молекулярно-генетических экспертиз. Личности всех погибших установлены», — сообщает прокуратура.

Андрей Камышев/РИА «Новости»
06 февраля 2004 года. Пострадавшая от взрыва в поезде московского метро

16:55

Среди опознанных погибших в результате взрыва в столичном метро были обнаружены два гражданина Армении и один гражданин Молдавии. Об этом говорится в сообщении пресс-службы прокуратуры Москвы со ссылкой на зампрокурора города Владимира Юдина. «Большая часть погибших — москвичи, есть приезжие, а также два гражданина Армении и один гражданин Молдавии», — сообщил Юдин.

16:41

В качестве свидетелей по делу допрошено 150 человек, а из числа пострадавших признаны потерпевшими и допрошены 231 человек. Ущерб, причиненный московскому метрополитену, оценивается в сумму около четырех миллионов рублей.

16:27

«Масса взорванного заряда взрывчатого вещества составляла от 2,9 до 6,6 килограммов. В конструкцию взрывного устройства входили готовые поражающие элементы — крепежные изделия (болты, шурупы)», — говорится в документе, опубликованном по итогам расследования.

16:12

По данным прокуратуры, взрывотехническими экспертизами было установлено, что для взрыва устройства, изготовленного самодельным способом, использовался заряд смесевого взрывчатого вещества на основе аммиачной селитры и алюминиевой пудры. Тротил в состав бомбы не входил, а мог использоваться в виде небольшого заряда — дополнительного детонатора для инициирования основного заряда.

15:57

В ходе расследования была также установлена личность террориста-смертника. Это житель Карачаево-Черкесии Анзор Ижаев, 1983 года рождения, который, по данным следствия, являлся участников бандформирований и проходил спецподготовку в лагерях террористов.

15:42

Панарьин, Хубиев и Шабаев были обвинены, в частности, по таким статьям УК, как «Убийство», «Терроризм», «Бандитизм», «Организация преступного сообщества (преступной организации)», «Незаконное приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение оружия, его основных частей, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств» и «Незаконное изготовление оружия».

15:28

В ходе оперативно-розыскных мероприятий были задержаны и арестованы три участника терроритического подполья — Максим Панарьин, Тамбий Хубиев и Мурат Шаваев, подозреваемые также в организации теракта 31 августа 2004 года в Москве. Тогда близ наземного входа на стацию «Рижская» террористкой-смертницей было подорвано закрепленное на собственном теле взрывное устройство, в результате чего погибло восемь человек. Делопроизводство по терактам объединено.

15:13

В связи с тем, что основной версией являлся теракт, расследование уголовного дела передано Федеральной службе безопасности (ФСБ) РФ.

15:00

Тем более с идентификацией возможного террориста-смертника возникала проблема. Как правило, после взрыва на теле человека одного-двух килограммов пластита, которые обычно закладываются в пояс, от шахида остаются только голова, ступни ног и кисти рук. А взрыв пятикилограммовой бомбы, тем более в замкнутом пространстве, по словам экспертов, мог «разложить террориста почти в молекулы». Даже если от него что-то и осталось, то опознать, к примеру, оторванную кисть преступника среди сотни других удастся очень не скоро.

14:43

Камеры видеонаблюдения станции, записи которых сейчас изучают сотрудники ФСБ, зафиксировали мужчину в возрасте 30-35 лет и женщину с внешностью уроженцев Кавказа, в руках у которых находились два чемодана. Этих людей сразу же объявили в розыск, на случай, если версия со смертником не найдет дальнейшего подтверждения.

14:30

Началось движение поездов между станциями «Красногвардейская» и «Орехово». Кроме того, от станции «Орехово» до станции «Кантемировская» и от «Кантемировской» до «Коломенской» ходят два челнока.

Андрей Камышев/РИА «Новости»
06 февраля 2004 года

14:17

В ближайшее время законодатели пересмотрят все законы, касающиеся борьбы с терроризмом, в сторону ужесточения. Об этом заявил журналистам спикер Госдумы Борис Грызлов. Он высказал мнение, что сегодняшний теракт является очередным преступлением сил международного терроризма.

14:02

Правительство РФ намерено разработать систему мер по предотвращению попадания опасных предметов на объекты транспорта. «Необходима система, которая бы предотвращала пронос в транспорт опасных предметов. Будем решать», — заявил журналистам вице-премьер российского правительства Владимир Яковлев.

13:45

Правительство Москвы выплатит компенсацию в 100 тыс рублей семьям погибших в результате теракта в московском метро. Об этом сообщил вице-мэр столицы Валерий Шанцев. По его словам, всем пострадавшими будет выплачено по 50 тыс рублей.

13:33

С составом, пострадавшим от теракта, работают спасатели, поднимающие на поверхность фрагменты тел погибших, и эксперты-криминалисты, занятые поисками остатков взрывного устройства и восстанавливающие картину происшествия. По факту взрыва возбуждено уголовное дело по статьям «терроризм» и «убийство».

13:18

В связи с терактом в московском метрополитене в крупных городах России, где действует метро, введен план «Ураган», в Москве веден план «Вулкан». Как сообщили в МВД России, согласно плану «Ураган» всем службам метрополитена предписано работать в состоянии повышенной готовности, численность сотрудников метрополитена увеличена за счет людей, находившихся на отдыхе. Правоохранительные органы проводят комплекс специальных мероприятий, направленных на предотвращение возможных диверсий.

13:02

Несмотря на то, что спасательные работы уже окончены, недалеко от места взрыва найден еще один пострадавший. В здании Павелецкого вокзала был организован медпункт, где врачи оказывали помощь жертвам.

12:54

Его слова чуть позже подтвердили и эксперты: «Пока мы можем говорить лишь о том, что в вагоне сработало безоболочное взрывное устройство мощностью 3-5 кг в тротиловом эквиваленте. Традиционных «шахидских» шариков и гаек на этот раз не обнаружено. Возможно, заряжать поражающими элементами взрывчатку террористы на этот раз не стали, опасаясь проверок в виде милиционеров с ручными металлоискателями. Скорее всего, в качестве взрывчатки использовался штатный армейский тротил. Во всяком случае, в вагоне не чувствовалось запаха резинового клея, который обычно бывает после пластитового взрыва».

12:40

Вице-мэр Москвы Валерий Шанцев сообщает, что мощность взрывного устройства составила не менее пяти килограммов в тротиловом эквиваленте.

12:28

Из воспоминаний очевидцев:

Водитель маршрутного такси: «Вы чего, я дальше не еду! Я до «Коломенской»!».
Пассажиры, набившиеся внутрь: «Едешь, куда ты денешься!».

Андрей Камышев/РИА «Новости»
06 февраля 2004 года. Пострадавший от взрыва в вагоне поезда на перегоне между станциями метро «Автозаводская» и «Павелецкая»

12:13

Кроме того, пассажирам рекомендовано воспользоваться наземным транспортом. Наибольшую нагрузку приняли на себя маршруты, которые связывают районы, оказавшиеся без метро, со станциями других линий. Пассажиры подземки, которых высаживают на «Коломенской», «Каширской» и других станциях, наземный транспорт берут штурмом.

12:00

Пресс-служба метрополитена сообщает о предстоящем выпуске дополнительных поездов на Серпуховско-Тимирязевскую и Каховскую линии. Благодаря Каховской линии — связки между Замоскворецкой и Серпуховско-Тимирязевской — у пассажиры есть возможность объехать место теракта и перекрытый участок ветки.

11:43

Спасатели объявляют об официальном завершении спасательной операции.

11:28

Некоторым пришлось провести в остановленных в тоннелях поездах до трех часов. Поезд, следовавший сразу за взорванным, простоял в тоннеле 1 час 50 минут, паники среди пассажиров не было, хотя через 30 минут после остановки машинист объявил, что взорван предыдущий состав. По свидетельству очевидцев, взрыва слышно не было, едкого дыма и гари не ощущалось. Поезд задним ходом подали для высадки пассажиров на «Коломенскую».

11:14

Несмотря на то, что об ограниченном движении сразу же предупредили по всей подземке, без накладок все равно не обошлось. Так, уже после взрыва с «Коломенской» в сторону «Автозаводской» был отправлен поезд с пассажирами, и лишь после часовой стоянки на Нагатинском метромосту (напомним, он находится под открытым небом, а теракт произошел в начале февраля) его удалось задним ходом возвратить на «Коломенскую».

11:00

После 11:00 большая часть поездов с южного участка линии была временно выведена в электродепо «Замоскворецкое». Взорванный состав удалось отогнать в тупик для продолжения следственных действий.

10:53

После проведения первичного осмотра спасатели делают вывод о том, что взрывное устройство находилось в руках террориста-смертника: «Бомба находилась примерно в одном-полутора метрах от пола. Об этом свидетельствует характер разрушений: основной удар взрывной волны пришелся вверх, потолок был вскрыт наружу, как консервная банка, а сам вагон даже выгнулся наподобие коромысла. Если бы бомба лежала на полу, в нижней части вагона образовалась бы огромная дыра, но пол остался практически целым, только покрылся копотью. Таким образом, можно предположить, что бомба находилась не в «забытой» сумке, а в руках или на теле террориста-смертника, стоявшего у первой по ходу поезда двери второго вагона».

10:39

Сразу после взрыва во втором вагоне начался пожар пятой — самой высокой — степени сложности. Потушить его удалось только к 10:40.

10:25

В результате взрыва было остановлено движение поездов между станциями «Театральная» и «Красногвардейская», а затем на всей Замоскворецкой, а также на Каховской линии. К 10:25 было восстановлено движение на северном участке, от «Речного Вокзала» до «Новокузнецкой», где был организован оборот. Интервалы движения поездов составляли около 4 минут.

Дмитрий Коробейников/РИА «Новости»
06 февраля 2004 года. Корреспонденты вели репортаж с места событий у станции метро «Павелецкая», где происходила эвакуация пострадавших от взрыва в вагоне поезда

10:15

Эвакуация, которая, по словам очевидцев, проходила без шума и паники и закончилась уже в 10:15. На станциях «Автозаводская»и «Павелецкая» вышли более 1000 человек, но реальное число пассажиров, вероятно, было еще больше. В час пик на Замоскворецкой линии в одном составе может находиться 2000 человек и более.

Андрей Камышев/РИА «Новости»
06 февраля 2004 года

10:01

«Подземный взрыв гораздо опаснее наземного, — считают эксперты-взрывотехники. — На открытом месте ударная волна поражает человека один раз, нанося ему минно-взрывные травмы и контузии, а затем уносится в пространство. В тоннеле к этим поражениям добавляется еще и баротравма, увеличивая число жертв примерно вдвое. Так было и во время произошедшего теракта. Сразу после взрыва давление в тоннеле резко возросло, затем, после того как пламя выжгло весь кислород, упало, и снова возросло, когда взрывная волна вернулась, отразившись от стенок. От резких перепадов давления даже у тех, кто сидел относительно далеко от взрыва, глаза стали в прямом смысле выдавливаться из орбит, хлынула кровь изо рта, носа и ушей, полопались сосуды головного мозга. В итоге пассажиры, которых не достала ни взрывная волна, ни осколки, погибли от баротравмы».

09:51

Тяжелораненых, трупы и фрагменты тел выносят уже спасатели и милиционеры. Станция «Автозаводская» превратилась в подземный морг. Там работает оперативно-следственная бригада. В центре платформы установлены и огорожены красной лентой несколько столов для следователей прокуратуры. Они бегло осматривают трупы, пишут фломастером на уцелевших участках кожи порядковый номер, который заносят в протокол. Затем останки по эскалатору поднимают наверх, и там несколько санитаров упаковывают их в черные полиэтиленовые мешки. Все пространство рядом с ними заставлено носилками, на которых лежат разорванные пополам трупы.

09:40

«Мы шли, как мне показалось, по трупам. Тротуар был буквально устлан ковром из окровавленных кроссовок, шапок, сумок, очков, кошельков, среди которых были разбросаны оторванные руки и ноги. Мой спутник сначала старался обходить фрагменты, но чем дальше мы отходили от поезда, тем их, казалось, становилось больше и больше. Потом мужчина шел, уже не останавливаясь. Перевести дыхание мне удавалось лишь тогда, когда на пути попадался целый труп, и моему спутнику приходилось отодвигать его с дороги. Вот тогда мне и стало по-настоящему страшно», — вспоминает Ирина.

09:36

«Я пришла в себя уже в тоннеле, — рассказывала Ирина, также находившаяся в поезде №117. — Когда едешь в поезде, кажется, что вагон занимает все пространство, а в тоннеле, оказывается, есть еще и довольно широкий тротуар, идущий вдоль рельсов. По этому уступу меня вел под руку, нет, скорее тащил какой-то молодой мужчина. Он шел довольно быстро, почти бежал, а я все время спотыкалась, потому что смотрела только на затылок своего спасителя и на его правое ухо, из которого текла за воротник струйка крови. В какой-то момент я как будто проснулась и сообразила наконец посмотреть под ноги».

09:22

Большой удачей оказалось и то, что в третьем вагоне ехал подполковник МЧС Сергей Кавунов, который организовал эвакуацию пассажиров в сторону «Автозаводской» и пресек начавшуюся было панику. А пассажирам головного вагона пришлось пройти по тоннелю более 2 км до станции «Павелецкая», так как путь к «Автозаводской» оказался перекрыт «вздувшимся» от взрыва вагоном.

09:07

Первые подразделения спасателей начинают свою работу. В общей сложности в ликвидации последствий взрыва участвовали спасатели поисково-спасательных отрядов города Москвы, Московской области, отряд «Центроспас», 15 расчетов Управления государственной противопожарной службы, а также 60 бригад скорой медицинской помощи Москвы, пять бригад Экстренного реагирования Центра медицины катастроф Москвы, три бригады Центра медицины катастроф «Защита» Минздрава РФ и три бригады психологов.

Андрей Камышев/РИА «Новости»
06 февраля 2004 года. Представители различных служб участвовали в спасении людей во время теракта в поезде московского метро, следующего от станции «Автозаводская»

08:55

Машинист электрички Владимир Горелов первые минуты после катастрофы не может связаться с диспетчером, чтобы доложить о ЧП, потому что в головном вагоне повредило связь. Воспользовавшись связью, проложенной в тоннеле, он все-таки дозванивается и просит обесточить контактный рельс. Получив подтверждение, машинист ставит на контактный рельс контроллер и открывает двери по обе стороны вагонов. По громкой связи, которая продолжает работать и после взрыва, он просит пассажиров двигаться в сторону ближайшей станции, после чего сам начинает помогать застрявшим людям.

08:47

Из-за взрыва второй от головного вагон состава буквально «раздуло», а третий смяло в гармошку. Посыпались стекла, запахло горелым мясом и проводкой. Тех, кто находился у дверей и окон других вагонов, поранило осколками: взрывная волна, отразившись от стен тоннеля, ударила по стеклам, разнеся их на мелкие кусочки. Вместе со стеклами из поезда, еще какое-то время продолжавшего двигаться, волной выбросило останки пассажиров. «Весь тоннель был в органике»,— скажет позже следователь прокуратуры.

08:32

Поезд №117 отъезжает на 300 метров от станции «Автозаводская» в сторону «Павелецкой». В этот момент раздается взрыв такой силы, что ударная волна достигает головы первого вагона, сминает дверь в кабину машиниста и выбивает одно из лобовых стекол в кабине.

«Взрыва я вообще не слышала, — вспоминала позже домохозяйка Анна Сергеевна, ехавшая в пятом от головы поезда вагоне. — Раздался резкий звук, напоминающий скорее удар небольшого колокола. Только этот звон, в отличие от колокольного, не затихал, а как бы повис, застыл на одной ноте. Этот свист подействовал на меня завораживающе: я видела осколки стекла, летящие прямо мне в лицо, чувствовала ворвавшуюся в вагон волну горячего воздуха, но не сообразила даже прикрыться книжкой».

08:23

Некий мужчина подходит к сотруднице метрополитена на станции метро «Автозаводская» и говорит: «Будет вам праздник!».

08:11

Это было обычное утро пятницы, в которое люди спешили на работу, провожали детей в детские садики и школы, ехали домой после ночных смен. Час пик. Каждый вагон поезда № 117, следующего по Замоскворецкой линии, переполнен.

08:00

Доброе утро, дорогие читатели! 6 февраля 2004 года — ровно 15 лет назад — в московском метро случился теракт, за одно утро унесший жизни 41 человека. Тогда на перегоне между станциями «Павелецкая» и «Автозаводская» Замоскворецкой линии был подорван вагон электропоезда. «Газета.Ru» рассказывает поминутно происшествия того страшного дня.

Андрей Камышев/РИА «Новости»
06 февраля 2004 года

Источник: gazeta.ru

Написать комментарий