Жертвы физкультуры: почему школьники гибнут на уроках

Сердечные приступы являются одной из главных причин смертности российских школьников на уроках физкультуры, а система оказания первой помощи неэффективна, считает главный детский кардиолог ФМБА Леонид Макаров. По его мнению, в школах чаще всего нет необходимой техники для спасения учеников. Кроме того, врачи не могут правильно проанализировать данные ЭКГ, полученные в ходе диспансеризации школьников, и заранее выявить у детей опасные для жизни заболевания.

Как отберут ваш бизнес

Читайте также

    План по ОФЗ перевыполнен: насколько укрепится рубль

    Минздрав проверяет алюминиевые заводы

    Наука и «цифра»: как выжать эффект для экономики

    Алюминиевая страна: металл для прорыва

    Министр экономики Татарстана — об инвестициях в экономику будущего

Российским школьникам, которые на уроках внезапно почувствовали себя плохо, зачастую некому оказать первую медицинскую помощь, рассказал телеканалу «Звезда» главный детский кардиолог Федерального медико-биологического агентства (ФМБА) Леонид Макаров. Между тем СМИ регулярно сообщают о случаях гибели детей в учебных заведениях от внезапной остановки сердца. Сердечные приступы сегодня называют среди основных причин смертности школьников на уроках физкультуры.

Как пояснил Макаров, число детских сердечных приступов в России и в западных странах не сильно различается, однако на Западе половину детей удается спасти.

«В России умирают в школах в год в среднем 1,4, если так можно сказать, ребенка на 100 тыс. учеников. В мире сердечные приступы случаются в среднем у 1,1 школьника. Но это цифра не смертей, а остановок сердца. Половину детей в мире в развитых странах спасают», — пояснил кардиолог в эфире телеканала «Звезда».

В таких критических ситуациях школьные медсестры или врачи не способны эффективно помочь ребенку, поскольку в школах нет необходимой техники — в частности, дефибрилляторов, которые являются роскошью для школьных медиков. По мнению эксперта, в России просто не существует системы оказания первой помощи в школах.

Еще одна проблема заключается в том, что при обследовании школьников далеко не все медицинские работники правильно анализируют полученные данные. Иногда врачи, изучая ЭКГ, не могут выявить у детей очевидные заболевания. Из-за этого диспансеризация, которую российские школьники проходят регулярно, не дает нужного эффекта в системе сохранения детского здоровья. При этом многих детских смертей, произошедших после серьезной физической нагрузки, можно было бы избежать за счет ранней и эффективной диагностики.

«У нас в отличие от многих стран диспансеризация проходит на очень высоком уровне. В США вообще не делают никаких кардиограмм детям, которые занимаются спортом. У нас же ЭКГ делают всем детям. Но у нас не знают, что на них смотреть.

Я, к сожалению, достаточно часто участвую во многих судебных медэкспертизах после случаев таких смертей. Мы с судебными медиками разбираем предыдущие медицинские документы, обследуем семью и видим, что там были очевидные заболевания, которые не то что врачи пропустили, они их не увидели, не выявили», — рассказал Макаров.

Он также обратил внимание на то, что российское законодательство никак не регулирует оказание первой помощи людьми неврачебных специальностей. Между тем, когда ребенку становится плохо во время занятия, иногда единственный взрослый, который может ему помочь, — это учитель.

Согласно статье 31 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», «водители транспортных средств и другие лица» могут оказывать первую помощь при наличии соответствующей подготовки и навыков. При этом не указывается, кто именно относится к этим «другим лицам». Как отметил Макаров, во всем мире существует «закон доброго самаритянина» — если человек добросовестно оказал пострадавшему первую помощь, но она оказалась неудачной, ему нельзя предъявить претензии или судебные иски.

«А у нас был такой случай: приехал самолет с молодоженом, там была остановка сердца, ему начал оказывать помощь врач-реаниматолог, который находился рядом, так его потом по судам затаскали», — привел пример кардиолог.

В марте этого года в одной из школ Воронежа 15-летний ученик скончался на перемене. По предварительной информации, восьмиклассник встал с лавочки, когда прозвенел звонок на урок, и начал терять сознание. Учитель, заметив это, успел подхватить подростка. Реанимацию проводили школьный медик, а затем бригада скорой помощи, однако спасти ребенка не удалось. Правоохранители запустили проверку и назначили судмедэкспертизу.

Новости СМИ2

12 марта во Владивостоке 15-летний ученик неожиданно потерял сознание после спортивных соревнований, которые проходили в школе. Прибывшие медики госпитализировали подростка в больницу, однако его состояние ухудшилось и восьмиклассник впал в кому. Две недели его жизнь поддерживали при помощи искусственной вентиляции легких. 27 марта родители приняли решение отключить сына от аппарата — ребенок умер. Следственный комитет и прокуратура начали проверку — они выяснят, находились ли в день трагедии в спортзале медработники, которые могли бы оказать ученику помощь.

Еще один случай гибели школьника во Владивостоке произошел месяцем ранее, 8 февраля, в школе №12. По словам одноклассников погибшего, во время урока мальчик потерял сознание и стал сползать под парту.

Испуганные учителя растерялись — в учреждении не оказалось медработника, и за помощью побежали в соседнюю поликлинику, расположенную в 500 метрах от школы. Врач прибыла на место через 10 минут и до прибытия скорой помощи делала шестикласснику искусственный массаж сердца.

Линейная бригада приехала лишь через полчаса, а реанимационная — только через 40 минут после вызова. Медики не смогли спасти школьника, несмотря на то, что его пытались реанимировать почти полтора часа.

По предварительной информации, причиной смерти стала остановка сердца. Как и в предыдущих случаях региональный СК и прокуратура начали проверку, в том числе деятельности образовательного учреждения в части охраны здоровья учащихся.

В декабре 2018 года в одной из школ небольшого города Зима в Иркутской области 16-летний ученик почувствовал себя плохо после урока физкультуры. Учитель заметил, как мальчик хватается за сердце и оседает на землю, и вызвал скорую помощь. По данным СМИ, врачи приехали достаточно быстро, однако мальчик умер по дороге в больницу.

«Проведенная медицинская экспертиза установила предварительную причину смерти – острая сердечная недостаточность», — сообщили в СК РФ по Иркутской области.

В октябре 2018 года в кадетской школе на западе Москвы скончался 14-летний ученик — тоже на уроке физкультуры. Подросток почувствовал себя плохо в начале занятия, когда вместе с одноклассниками вышел на улицу. Через пару минут он потерял сознание. Учитель физкультуры вызвал медиков и сразу попытался оказать первую помощь ребенку, однако безуспешно. Прибывшие на место трагедии врачи констатировали смерть школьника.

Источник: gazeta.ru

Написать комментарий